8 800 250 17 50
круглосуточная горячая линия / звонок по России бесплатный

Новости Компании "ЭЛТА"

Тренинг «Управление изменениями: «Убеждать значит побеждать» 02.12.2015

Тренинг «Управление изменениями: «Убеждать значит побеждать»

В рамках мероприятий, посвященных Всемирному дню борьбы с сахарным диабетом, 28 ноября 2015 года в г. Ставрополе на основе инициативы Краевого эндокринологического диспансера и при поддержке производителя первого отечественного экспресс-измерителя концентрации глюкозы в крови "Сателлит"®.  

О некоторых аспектах психологической помощи пациентам с сахарным диабетом.

В рамках мероприятий, посвященных Всемирному дню борьбы с сахарным диабетом, 28 ноября 2015 года в г. Ставрополе на основе инициативы Краевого эндокринологического диспансера и при поддержке производителя первого отечественного экспресс-измерителя концентрации глюкозы в крови "Сателлит"®. ООО «Компания «Элта» был организован и проведен тренинг «Управление изменениями: «Убеждать значит побеждать» для части молодых пациентов с сахарным диабетом, проживающих в г. Ставрополь. В организации и проведении тренинга приняла активное участие заведующая диабетологичексим центром КЭД г. Ставрополя Красильникова Е.Е.,

Всемирный день борьбы с диабетом был учрежден Международной диабетической федерацией совместно с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1991 году в ответ на обеспокоенность возрастающей частотой случаев заболевания сахарным диабетом в мире.

Этот день призван привлечь внимание общественности к проблемам, возникающим в связи с эпидемическим распространением сахарного диабета среди населения нашей планеты. В каждой стране, в каждом регионе у этих проблем разные проявления и особенности. Эти проблемы так же многолики как сама жизнь. Вместе с их разнообразием есть и общие моменты. Следует признать, что становясь фактом жизни человека, диагноз сахарного диабета неизбежно приводит к психологическим страданиям той или иной степени выраженности. Сам факт такого диагноза неизбежно приводит к необходимости трансформации жизненного проекта. И необходимость такой трансформации требует приложения усилий. В зависимости от личностных особенностей необходимость таких систематических усилий на протяжении всей оставшейся жизни приводит к различным личностным реакциям – одни воспринимают это как вызов, и стремятся совладать с ним, для других это становится фрустрирующим контекстом, кризисной ситуацией, психологической травмой. Для заболевшего ребенка , в зависимости как от возраста, так и от особенностей воспитательного стиля в семье, это может усугубиться реакциями родителей, других членов семьи.

Фрустрация (от лат frustratio - обман, тщетное ожидание) - негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Типы причин, вызывающих фрустрацию: 1)лишение (privation) – отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности; 2) потеря (deprivation) – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности; 3) конфликт – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.

Термин «психическая травма» используется при описании критического состояния на психологическом и патопсихологическом уровнях. Психическая травма это жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящие к глубоким психологическим переживаниям; это эмоционально значимое событие, связанное с негативными переживаниями.

Кризисная - это такая ситуация, когда человек сталкивается с “невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни”; проблемой потенциальной или актуальной угрозы удовлетворению основных потребностей; и из которой он не может уйти или разрешить в короткое время и привычным способом В кризисной ситуации происходит разрыв целостности человека на всех четырех уровнях проявления им себя: когнитивном, ролевом, социальном и личностном. Когнитивный разрыв проявляется в непонимании того, что произошло. Ролевой разрыв можно рассматривать как неспособность пострадавшего исполнять свои функции в семье и в учебе/на работе. Социальный разрыв — отдаление от семьи и друзей. На личностном уровне разрыв характеризуется как неспособность отдавать себе отчет в происшедшем физически или эмоционально.

Выделяют четыре последовательных стадии кризиса:1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблемы; 2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными; 3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних ресурсов; 4) если все попытки оказываются тщетными, то повышается тревожность и депрессивность, появляются чувства беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности и поведения.

Есть два варианта разрешения кризисной ситуации: 1) главным способом избавиться от травмирующего действия нарастающего напряжения является переориентация на другие объекты или способы удовлетворения потребностей (т.е. поиск замещающего объекта); 2) использование психологических защит. При этом главное место принадлежит переживанию, которое представляет собой внутреннюю (психическую) работу и определяет характер и направленность действий, с помощью которых человеку удается перенести те или иные жизненные события, восстановить утраченное душевное равновесие, справиться с кризисной ситуацией. Bозникающая при кризисной ситуации напряженность, а также связанные с ней переживания, могут оказывать влияние на появление (усиление) определенных личностных особенностей и моделей поведения.

Выделяют восемь базовых психологических защит – мания, истерия, агрессия, психопатия, депрессия, паранойя, пассивность, обсессия.

Развитие указанных возможных защитных реакций, реакций ухода/убегания из/ в болезнь так же может быть ускорено и/или усилено под дополнительным воздействием «кругов уязвления», состоящих из дискриминирующих воздействий со стороны различных субъектов окружающей социальной среды(школа, сверстники, педагоги, врачи, социальные работники, аптечные работники, представители органов власти различных уровней и т.д.).

Для формирования позитивных совладающих индивидуальных стратегий пациентов с сахарным диабетом для каждого из них должны быть сформированы так называемые «круги помощи», обязательным компонетом которых должна быть профессиональная психологическая, а при необходимости и психотерапевтическая, помощь. Но это то, как может быть . В действительности, пациенты разных возрастов с сахарным диабетом в нашем обществе зачастую фактически лишены систематической и системной психологической поддержки и помощи.

Несмотря на всю его серьёзность, люди, имеющие сахарный диабет, могут жить полноценной жизнью, при условии соблюдения определенных правил и терапевтических рекомендаций лечащего врача, тем самым минимизируя или же предотвращая связанные с ним осложнения. Однако не все пациенты достигают целей терапии. Основная причина — низкая вовлеченность пациентов в процесс лечения. Это, как следствие, приводит к прогрессированию сахарного диабета и развитию его осложнений.

Принятие диабета как образа жизни, регулярное проведение самоконтроля, правильное поведение, питание обеспечивают предупреждение развития осложнений или замедление их прогрессирования, продлевают период работоспособности и полноценной жизни.

Среди совокупности всех условий, вносимых болезнью в жизнь человека, значительное место занимает то, как отражается болезнь в его сознании. Объективное значение заболевания может быть различным: болезнь может быть тяжелой или легкой, скоропроходящей или хронической, доброкачественной или злокачественной и т. д. Однако это объективное значение приобретает для больного определенный личностный смысл, лишь преломляясь через его личность. Вместе с тем само это отношение к болезни становится важным условием дальнейшего развития личности. В создании субъективной картины болезни, в реакциях на заболевание принимает участие вся личность человека в целом, обнаруживается та «психическая активность», с которой человек относится к своему заболеванию, т. е. находит отражение то, какой личностный смысл приобретает болезнь для человека. Однако субъективная картина заболевания не возникает внезапно в тот момент, когда человек узнает о своем заболевании. Она формируется постепенно, становясь важным условием дальнейшего развития личности заболевшего, способствуя значительной перестройке многих аспектов личности. Ведь важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся. Психологам давно известно, что причинное объяснение (или каузальная атрибуция) собственного поведения, своих успехов и неудач выступает в качестве важнейшего фактора, определяющего реакции человека. Причинное объяснение собственных достижений формируется и развивается в процессе становления личности. «Привыкая» приписывать событиям те или иные значения, мы со временем автоматически запускаем привычные цепные эмоциональные и поведенческие реакции. Наш привычный способ объяснять неприятности, наш стиль объяснения –это нечто большее, чем просто слова, которые мы произносим при неудаче. Это привычка мыслить, приобретенная в детстве и юности. Стиль объяснения коренится непосредственно во взгляде на наше место в мире: считаем ли мы себя ценным и заслуженным либо бесполезным и безнадежным. Разница между людьми, у которых «приобретенная беспомощность» исчезает быстро, и теми, кто страдает от ее симптомов более двух недель, обычно очень проста: у членов последней группы – пессимистичный стиль объяснения, и именно он превращает беспомощность, из краткой и локализованной – в длительную и всеобъемлющую. «Приобретенная беспомощность» превращается в полномасштабную депрессию, если человек, потерпевший неудачу – пессимист. А у оптимистов неудача порождает лишь краткую деморализацию. Стиль причинного объяснения критичен к состоянию здоровья и влияет на успешность реализации принимаемых человеком решений. Создание новых навыков принятия решений, формирование гибких стратегии выработки решений в сложных жизненных условиях в сочетании с преодолением чувства беспомощности – это становится одним из основных ресурсов повышения адаптивности человека, успешности его жизнедеятельности и повышения качества жизни.

Одна из существенных задач психотерапии для пациентов с сахарным диабетом — это устранение состояний приобретенной беспомощности разной степени выраженности и формирование адаптивных стратегий жизнедеятельности. Для решения этой задачи необходима диагностика и коррекция стилей причинного объяснения.

Различные механизмы и формы как психологической защиты, так и совладающего (копинг) поведения несомненно, следует учитывать при лечении больных сахарным диабетом. Очень важным элементом совладающего (копинг) поведения являются убеждающие воздействия. Для пациентов, заболевших в раннем возрасте, особенно актуально быть подготовленными в этом отношении потому, что это в значительной степени может обеспечивать достаточно высокое качество их жизни.

Тренинг « Убеждать значит побеждать» направлен на развитие многообразных составляющих элементов, необходимых для развития компетентности в области убеждения себя и других людей. Важными для пациентов с сахарным диабетом являются навыки эффективного управления своими психоэмоциональными состояниями и переключения внимания. Развитие умений убеждающего воздействия особенно необходимы в социально-прикладном аспекте - при взаимодействии с медицинскими сотрудниками, представителями власти, работниками аптек, сверстниками и т.д. Совсем не секрет, что в некоторых обстоятельствах при реализации своих прав пациенты с сахарным диабетом могут сталкиваться далеко не с благожелательным отношением тех, от кого реализация этих прав зависит. Поэтому, особенно молодые люди, не имеющие необходимого социального опыта, должны в коммуникативной сфере иметь такие ресурсы и преимущества, которые позволят им преодолевать социальные барьеры субъективного характера как во внутри личностной, так и в межличностной сферах.

Понимание основных закономерностей и элементов процесса и процедур убеждения, умение их применять в различных жизненных обстоятельствах – таков основной фокус внимания прошедшего тренинга. В рамках различных обучающих программ, которые «осваивают» молодые люди с сахарны диабетом, постоянно присутствует «давление» фактора «сахарный диабет». Данный тренинг был первым в их опыте, когда этот фактор остался фактически за рамками того содержания, с которым им было предложено «встретиться». Разнообразные упражнения, ролевые игры, кейсы позволили участникам на собственном опыте обрести уверенность, что убеждающие воздействие вполне подаются освоению. 

Тренинг разработал и провел официальный преподаватель Национального класса Профессиональной Психотерапевтической лиги Л РФ, сертифицированный практик Европейской Ассоциации Психотерапии, врач-психотерапевт Голубев В.Г.

статья является собственность ООО "Компания "ЭЛТА"  ссылка на сайт обязательна


Возврат к списку


Комментарии

Вы зарегистрированы? Авторизируйтесь и комментируйте!

ваш личный дневник